_WELCOMETO Radioland

Главная Схемы Документация Студентам Программы Поиск Top50  
Поиск по сайту



Навигация
Главная
Схемы
Автоэлектроника
Акустика
Аудио
Измерения
Компьютеры
Питание
Прог. устройства
Радио
Радиошпионаж
Телевидение
Телефония
Цифр. электроника
Другие
Добавить
Документация
Микросхемы
Транзисторы
Прочее
Файлы
Утилиты
Радиолюб. расчеты
Программирование
Другое
Студентам
Рефераты
Курсовые
Дипломы
Информация
Поиск по сайту
Самое популярное
Карта сайта
Обратная связь

Студентам


Студентам > Рефераты > Организация радиовещания

Организация радиовещания

Страница: 9/11

громкоговорителями и услышан из точки, находящейся посредине между ними.

При использовании системы АВ важно выбрать расстояние между микрофонами. Слишком малое расстояние ведет к уменьшению стереофоничности звука, приближаясь к монозвучанию, слишком большое - к разрыву звучания. Оптимальное расстояние 20—40 см. При увеличении расстояния до 80—100/см воспринимаемая при прослушивании звуковая картина распадается на две (правую и левую) и естественная непрерывность звуковой картины разрушается.

Рис. 72. Система двухканальной стереофонической звукопередачи:

а) - АВ б) - ХУ в) – МS

Система XY. В этой системе два микрофона с одинаковыми техническими характеристиками и диаграммами направленности типа восьмёрки или кардиоиды расположены на одной стойке под углом друг к другу, так что проекция осей симметрии их диаграмм направленности образует угол 90 градусов (рис. 72, б).

Стереофонический эффект получается вследствие различия чувствительности микрофонов к звуковым волнам, приходящим с различных направлений. Если источник звука находится в крайнем левом положении (ось х), то звук воспринимается только микрофоном Х. Чувствительность микрофона Y в направлении Х равна нулю. Слушатель услышит звук, исходящий только из громкоговорителя А. Аналогично звук, приходящий со стороны направления Y, воспринимается только микрофоном Y и его услышат из громкоговорителя B/ Источник звука, находящийся на оси , будет одинаково воспринят обоими микрофонами, и слушатель его услышит посредине между громкоговорителями. При сложении диаграмм направленности обоих микрофонов

(рис. 72, а, штриховая линия) видно, что громкость источника звука, расположенных на оси , усиливается, и они как бы приближаются к слушателям.

Звуки приходят к микрофонам X и Y в одно и тоже время, поэтому различия во времени прихода звука нет. В системе используется различие в силе звука, воспринимаемого обоими микрофонами. Из-за отсутствия информации о временных сдвигах эффект локализации в системе XY выражен несколько слабее, чем в системе AB.

Система MS. При звукопередаче по системе MS микрофоны также расположены на одной вертикальной стойке. Однако один микрофон с широкой диаграммой направленности (круг или кардиоида) направлен на середину сценической площади

(рис 72, в). Этот микрофон входит в канал, обозначенный буквой М. Другой микрофон имеет диаграмму направленности в виде восьмёрки. Он расположен так, чтобы воспринимать информацию с боковых сторон сцены (канала S)/ После обработки сигналов, полученных на выходе каналов M и S в блоке суммарно-разностного преобразователя СРП, образуются стереофонические сигналы, направляемые в дальнейшем на громкоговорители A и B. Для образования сигнала, подаваемого к громкоговорителю А, на выходе каналов M и S сигналы складываются, а сигнал для громкоговорителя B образуется при вычитании сигналов в каналах M и S.

Таким образом, система MS отличается от системы XY способом образования передаваемой информации о правой или левой сторонах звукового поля. Путём суммарно-разностного преобразования систему стереофонической звукопередачи (звукозаписи) XY можно преобразовать в систему MS, например, X+Y=M, X-Y=S. Система MS более удобна, так как микрофон канала M, получающий информацию со всей сцены, может непосредственно использоваться для обычной монофонической передачи звука.

Совместимость. Под совместимостью стереофонической и монофонической звукопередачи понимают возможность слушать стереофоническую звукопередачу, пользуясь монофонической аппаратурой. При этом в результате простого сложения информации обоих каналов, за исключением стереофоничности, слушатель должен получить всю информацию о передаче. Все перечисленные выше системы удовлетворяют требованию совместимости, так как в них по одному каналу передаётся информация о левой стороне звукового поля, а по другому – о правой стороне, а сумма их представляет информацию обо всём поле. На практике же полная совместимость не всегда достигается.

Различают техническую и художественную совместимости стереофонической звукопередачи (звукозаписи). Техническая совместимость определяется по тому, насколько качественные показатели суммы сигналов правого и левого каналов удовлетворяют требованиям, предъявляемым к сигналам монофонической звукозаписи. Техническая совместимость обеспечивается выбором электроакустической и усилительной аппаратуры и их техническими характеристиками. Художественная совместимость определяется тем, насколько в монофоническом сигнале правильно переданы соотношения громкостей отдельных исполнителей и групп.

Если не принять мер, обеспечивающих художественную совместимость, то при моновоспроизведении могут появиться пики и провалы звучаний, нарушающие баланс звучаний.

Искажения при стереофонической звукопередаче. Действие различных видов искажений (амплитудных, нелинейных, шумов) примерно одинаково при моно- и стереовоспроизведении, если эти искажения имеются в обоих стереоканалах. Если искажения появляются только в одном из каналов, то они заметны меньше. К специфическим искажениям для системы стереофонической звукопередачи относятся: разбаланс уровней громкости в каналах, переходные помехи между каналами, разбаланс фазовых характеристик стереоканалов.

Разбаланс уровней громкости. Если угол, под которым слушатель видит громкоговорители, равен , а источник звука расположен посредине, то разбаланс уровней громкости () на 1 дБ вызывает смещение кажущегося источника звука в среднем на угол , при разбалансе в 3 дБ смещение не превышает , при разбалансе 12 дБ и больше звук кажется исходящим из точки, где размещен громкоговоритель более громкого канала. Увеличивая временный сдвиг между канальными сигналами можно также осуществить изменение положения кажущегося источником звука.

Переходные помехи между каналами. Если стереофонические сигналы проникают из одного канала в другой, то снижается эффект «стереофоничности». Снижение качества стереофонической передачи практически незаметно, если величина переходного затухания между стереоканалами в полосе пропускания достигает 25 дБ. При понижении переходного затухания до 15 дБ снижение стереофонического эффекта становится уверенно заметным.

Разбаланс фазовых характеристик стереоканалов определяется как разность времени прохождения сигнала по обоим каналам. Фазовый сдвиг в градусах , f – частота, для которой вычисляется фазовый сдвиг, Гц.