_WELCOMETO Radioland

Главная Схемы Документация Студентам Программы Поиск Top50  
Поиск по сайту



Навигация
Главная
Схемы
Автоэлектроника
Акустика
Аудио
Измерения
Компьютеры
Питание
Прог. устройства
Радио
Радиошпионаж
Телевидение
Телефония
Цифр. электроника
Другие
Добавить
Документация
Микросхемы
Транзисторы
Прочее
Файлы
Утилиты
Радиолюб. расчеты
Программирование
Другое
Студентам
Рефераты
Курсовые
Дипломы
Информация
Поиск по сайту
Самое популярное
Карта сайта
Обратная связь

Студентам


Студентам > Дипломные работы > Схемотехническое и функциональное проектирование вакуумной коммутационной апаратуры

Схемотехническое и функциональное проектирование вакуумной коммутационной апаратуры

Страница: 3/12

 

                              - 20 -

следствие,  подобные устройства имеют повышенное натекание и малый

ресурс работы.  К недостаткам конструкций,  представленных на рис.

1.5 г,  д, можно отнести использование механизма непосредственного

действия [51],  приводящего к повышенным массо-габаритным характе-

ристикам автоматического привода.

     Для приближенной  обобщенной оценки качества конструкций ВКА,

исходя из ее основного назначения,  сформулированного во введении,

предлагается использовать условный показатель,  определяемый отно-

шением проводимости ВКА к диаметру перекрываемого отверстия, изме-

нение  значения  которого  для некоторых серийно выпускаемых типов

устройств приведено на рис.  1.7. Большее значение данного показа-

теля определяет лучшую конструкцию.

     Подобный показатель позволяет провести сравнение  конструкций

как в рамках одного типа устройств, так и сравнение устройств раз-

личных типов,  а также оценить конструкции с нестандартными значе-

ниями  диаметров перекрываемых отверстий.  В частности можно отме-

тить большую эффективность, по сравнению с угловыми конструкциями,

конструкций с соосным расположением проходных отверстий (см.  рис.

1.3 - 1.5),  а среди последних - лучшие  показатели  плоских  уст-

ройств (рис.  1.5, а). Обращает на себя внимание и трудность опти-

мизации конструктивных решений ВКА с  малыми  диаметрами  условных

проходов (Ду).

     Изложенное позволяет сделать вывод о влиянии цели  проектиро-

вания  ВКА  на ее рабочие функции и,  как следствие,  на структуру

устройства. При этом можно выделить следующие основные структурные

составляющие ВКА: привод, уплотнительная пара, корпус, ввод движе-

ния в вакуум и механизмы.  С позиций решаемых задач  целесообразно

рассмотреть  влияние указанных структурных элементов на показатели

качества ВКА.

     Существенно влияет  на  показатели  качества ВКА используемый

 

                              - 22 -

тип уплотнительной пары [51, 67].

     В настоящее  время в различных отраслях промышленности широко

применяется ВКА с резиновым уплотнением (рис.  1.6, д, е). Однако,

имея в десятки раз больший ресурс работы (20000 - 100000 циклов) и

в 10 - 20 раз меньшие усилия  герметизации  [55]  по  сравнению  с

цельнометаллическими  конструкциями,  такая ВКА обладает рядом не-

достатков, ограничивающих область ее использования и заключающихся

в невысоких температурных пределах прогрева,  в значительной вели-

чине скорости газовыделения,  относительно  высокой  газопроницае-

мости  и влиянии на масс-спектрометрический состав вакуумной среды

[7]. Лучшие марки вакуумных резин, применяемые в клапанах и затво-

рах допускают прогрев только до 470 К,  при этом величина скорости

газовыделения лежит в пределах 3.10   - 7.10   л Па/см с,  а вели-

чина газопроницаемости по азоту для этих марок при 1.10 Па и 300 К

составляет 2.10   - 4.10   см см/см с [68, 69].

     Широкое использование  ВКА  с  эластомерными уплотнителями во

многом вызвано отсутствием альтернативы, т.к. основные технические

характеристики выпускаемых отечественной промышленностью устройств

с металлическими уплотнителями (рис.  1.6, а - г) заметно уступают

лучшим  зарубежным образцам,  особенно это касается прямопролетных

конструкций [59],  что наряду с отмеченными в п. 1.1 факторами оп-

ределяет актуальность создания цельнометаллических устройств.

     Разработка цельнометаллической ВКА требует пересмотра подхода

к  проектированию ВКА в связи с большими удельными усилиями герме-

тизации (до 200 н/мм,  [67,  70]), и необходимостью учета дополни-

тельных факторов,  не рассматриваемых при проектировании конструк-

ций с резиновым уплотнением (например,  обеспечения  высокоточного

взаиморасположения деталей уплотнительной пары в момент герметиза-

ции,  влияния частиц износа на работоспособность уплотнителя и др.

[34,  51,  67].  Перечисленные  факторы определяют технологические

 

                              - 23 -

трудности реализации конструкторских решений и  высокую  стоимость

цельнометаллической ВКА.

     В значительной  степени  влияет  на  основные  характеристики

функционирования коммутационных устройств ее привод [71]. Преобла-

дающие типы приводов,  используемых в ВКА,  отражены на рис.  1.3,

1.4. Кратко можно отметить, что использование ручного привода иск-

лючает возможность автоматизации управления ВКА;  электропневмати-

ческий привод требует наличия энергоносителя и дополнительных уст-

ройств управления; электромеханический привод громоздок и инерцио-

нен;  использование  электромагнитного привода требует специальных

источников питания и сопровождается сильными динамическими  удара-

ми, снижающими ресурс работы уплотнителя и создающими помехи в ра-

боте оборудования.

     Свои особенности,  связанные с надежностью,  площадью поверх-

ности, обращенной в вакуум, видом и характеристиками передаваемого

движения и т.п., имеют и вводы движения в вакуум [53, 55, 72, 73],

передавая свои достоинства и недостатки ВКА.

     В большой  степени  разнообразие  ВКА  и ее выходные характе-

ристики обусловлены применением в конструкциях различных  механиз-

мов,  выполняющих следующие функции:  преобразование вида движения

ведущего звена и вида перемещения уплотнительного органа;  измене-

ние направления движения исполнительного органа; осуществление пе-

редаточных функций [74].  В ВКА различают механизмы исполнительных

органов  и  механизмы уплотнительных органов [51].  Исполнительный

орган состоит из ведущего звена и механизма перемещения.  На  рис.

1.8  показаны  некоторые кинематические схемы исполнительных орга-

нов,  которые могут располагаться как  в  вакуумной  полости  уст-

ройства,  так и вне ее [54].  Механизмы исполнительного органа ВКА

бывают непосредственного действия (рис. 1.8,  а, б [51]); винтовые

(рис.  1.8,  в [53]), кулачковые (рис. 1.8 г [54]); кулисные (рис.

 

                              - 25 -

1.8, д, з [58]), рычажные (рис. 1.8, е [61]), кривошипно-ползунные

(рис.  1.8 ж,  з [56]) и комбинированные (например, рычажноползун-

ные,  рис.  1.8,  и - м [63]). Основными функциями уплотнительного

органа,  состоящего  из  механизма  герметизации и уплотнительного

диска,  является преобразование направления и вида движения выход-

ного  звена механизма перемещения и уменьшение усилий или крутящих

моментов на ведущем звене устройства.  Особенностью уплотнительных

механизмов  является их расположение в большинстве случаев в ваку-

умной полости.

     На рис.  1.9  представлены некоторые кинематические схемы уп-

лотнительных органов.  К ним относятся кулачковые (рис.  1.9, б, ж

[54]),  ползунные (рис. 1.9, в [51]); клиновые (рис. 1.9, г [75]),

винтовые (рис. 1.9, д [56]) механизмы.

     Анализ проведенных   работ   выявил  отсутствие  исследований

свойств механизмов ВКА с учетом специфики их функционирования, что

объясняет  многообразие  встречающихся  механизмов,  но затрудняет

обоснованный выбор структурных схем при создании новых конструкций

ВКА.  При этом наиболее жесткие требования к механизмам ВКА предъ-

являет сверхвысоковакуумное оборудование [51,  74], т.к. необходи-

мость  сохранения  определенного состава остаточной газовой среды,

высокие температуры прогрева,  повышенный износ и коэффициент тре-

ния в вакууме требуют минимума сопряженных пар трения и малых кон-

тактных усилий,  в то же  время  исключая  возможность  применения

смазки [50].

     Частично устраняют конструктивные трудности,  связанные с не-

обходимостью обеспечения значительных усилий устройства, использу-

ющие для герметизации: тепловое расширение материалов [67] и пере-

вод металлического уплотнителя в жидкую фазу [76], однако подобные

устройства обладают очень большой инерционностью.

     Особенности кинематики и динамики механизмов ВКА наглядно ха-

 

                              - 27 -

рактеризует упрощенная зависимость движущих моментов     (или  сил

   )  от  угла  поворота     (или перемещения    ) уплотнительного

диска,  представленная на рис.  1.10 и показывающая, что ВКА имеет

две  четко  выраженные  стадии работы с несоизмеримыми по величине

усилиями и перемещениями:  I - стадия открывания или  перекрывания

проходного отверстия, где необходимо создание малых усилий на зна-

чительном перемещении уплотнительного диска,  определяемом величи-

ной  диаметра  проходного  отверстия (для устройств плоского типа)

или высотой подъема уплотнительного диска (для прочих  устройств);

II - стадия герметизации проходного отверстия,  в которой развива-

ются значительные усилия на небольших перемещениях,  определяемых,

в  основном,  величиной  деформации элементов уплотнительной пары.

При этом,  в зависимости от Ду ВКА:            = (15 - 200)/1, где

    - перемещение (угол поворота) уплотнительного диска при откры-

вании или закрывании проходного отверстия; (       ) - перемещение

(угол  поворота) уплотнительного диска при герметизации проходного

отверстия;        = (1000 - 2000)/1 - для ВКА с металлическими уп-

лотнителями;          = (80 - 250)/1 - для ВКА с эластомерными уп-

лотнителями,  где     - усилие герметизации  уплотнительной  пары,

     -  усилие  перемещения уплотнительного диска при перекрывании

проходного отверстия.

     Следует отметить,  что  существующие описания конструкций ВКА

(в основном параметрические) ориентированы на конкретные типы уст-

ройств  и их крайне трудно или невозможно применить для разработки

ВКА других типов. Усугубляет ситуацию конструирования ВКА противо-

речивость отдельных требований. Так установленная существенная за-

висимость ресурса уплотнительной пары от скорости приложения к ней

усилия и перегрузок [70] и связанная с этим необходимость уменьше-

ния движущих моментов на ведущем звене устройства и скорости пере-

мещения  уплотнительного  диска,  противоречит требованию высокого

 

                              - 28 -

быстродействия.

     Из вышеизложенного  можно  сделать вывод,  что ни одна из су-

ществующих конструкций ВКА не удовлетворяет полному набору  совре-

менных требований, обладая теми или иными недостатками.

 

     1.3. Структурно-конструктивная классификация ВКА.

 

     Проведенный анализ  литературных  источников достаточно полно

характеризует ситуацию,  сложившуюся в области проектирования ВКА:

отсутствует  обоснованный  анализ  применяемых кинематических схем

ВКА,  а также рекомендации и данные по их расчету и  конструирова-

нию,  поэтому  использование той или иной схемы носит эмпирический

характер.  Отсутствует единый подход к определению классификацион-

ных  признаков ВКА и,  как результат,  не разработана ее детальная

классификация.  Существуют различия и в трактовании терминов. Нап-