_WELCOMETO Radioland

Главная Схемы Документация Студентам Программы Поиск Top50  
Поиск по сайту



Навигация
Главная
Схемы
Автоэлектроника
Акустика
Аудио
Измерения
Компьютеры
Питание
Прог. устройства
Радио
Радиошпионаж
Телевидение
Телефония
Цифр. электроника
Другие
Добавить
Документация
Микросхемы
Транзисторы
Прочее
Файлы
Утилиты
Радиолюб. расчеты
Программирование
Другое
Студентам
Рефераты
Курсовые
Дипломы
Информация
Поиск по сайту
Самое популярное
Карта сайта
Обратная связь

Студентам


Студентам > Дипломные работы > Схемотехническое и функциональное проектирование вакуумной коммутационной апаратуры

Схемотехническое и функциональное проектирование вакуумной коммутационной апаратуры

Страница: 12/12

 

                              - 90 -

низм преобразования движения (   ) и механизм перемещения и герме-

тизации уплотнительного диска (   ),  согласующие входные и выход-

ные параметры движения основных ФМ.

     Обозначив через    = 1,6 в  (3.20)  соответственно  отношения

совместимости между ФМ (       ), (       ), (       ), (       ),

(       ),  (       ),  процедуру генерации  типовых  рациональных

структур ВКА можно описать следующими выражениями:

 

                                                          (3.22)

 

где    ,    ,     -  соответственно:    -ый вариант привода,   -ый

вариант ввода движения в вакуум,   -ый вариант уплотнительной  па-

ры.

     Выражение (3.22) описывает множество строго определенных эле-

ментных  структур ВКА,  состоящих из основных ФМ:  привода,  ввода

движения в вакуум и уплотнительной пары.

     При невыполнении   хотя  бы  одного  из  отношений  совмести-

мости        для ФМ     и     ,  т.е.                  ,  где    -

значение  "ложь",  необходим  ввод элемента     и выражение (3.22)

принимает вид:

 

                                                          (3.23)

 

где     -    -ый вариант механизма преобразования движения.

     При

 

                                                          (3.24)

 

где     -   -ый вариант механизма перемещения и  герметизации  уп-

лотнительного диска.

 

                              - 91 -

     При                 и

 

 

                                                          (3.25)

 

     Следует отметить,  что  при  генерации  вариантов  элементных

структур ВКА может использоваться как одна какая-либо из описанных

формула, так по мере необходимости и несколько. При этом количест-

во получаемых структур определяется мощностями множеств    . Кроме

того,  появление новых ФМ,  реализующих заданные цели проектирова-

ния,  может  в  соответствии с (3.21) потребовать введения и новых

вспомогательных ФМ,  а возможно и дополнительных к ним элементов с

рассмотрением  отношений  их  совместимости и трансформацией соот-

ветствующих выражений.

     Исключение из рассмотрения ФМ "корпус" - объясняется принятой

априори его совместимостью с другими ФМ.

     Для выбора  оптимальной  элементной структуры      может быть

использован интегральный критерий (2.19).

     С целью упорядочения генерируемых структур для их анализа це-

лесообразно проводить ранжирование полученных структур. В качестве

критериев ранжирования предлагаются следующие:

                                                          (3.26)

где    - количество структурных составляющих в структуре ВКА.

                                                          (3.27)

где    - относительная стоимость  сгенерированной  структуры;    -

относительная стоимость   -го варианта   -го варианта   -го струк-

турного элемента (    ).

     Для сверхвысоковакуумной  ВКА в первую очередь предпочтитель-

нее структуры с отсутствием механизмов, работающих в вакуумной по-

лости,  т.е. механизмов перемещения и герметизации уплотнительного

 

                              - 92 -

диска (    ),  поэтому при анализе        в первую очередь следует

рассматривать  структуры,  полученные  с  использованием выражений

(3.22) и (3.23).

 

                              - 112 -

влияния на динамические характеристики ВКА: перегрузки на уплотни-

тельной  паре,  скорость  приложения усилия герметизации,  быстро-

действие.  Все искомые параметры связаны с  перемещением  уплотни-

тельного диска,  в частности зависят от приведенного максимального

угла его "выбега":

                                                          (3.58)

где     - фактический угол останова выходного звена привода;     -

требуемый  угол  останова выходного звена привода (окончание цикла

работы ВКА), поэтому результирующая информация представлена в виде

зависимостей         от перечисленных характеристик структуры ВКА:

на рис.  3.6,а приведена усредненная зависимость             ;  на

рис.  3.6,б - график             ;  на рис. 3.7,а -           ; на

рис. 3.7,б -            .

     В связи с тем,  что надежность работы ВКА во многом определя-

ется действующими на ее элементы усилиями,  необходимо  уменьшение

перегрузок   на   уплотнительную  пару,  определяемое  минимизаци-

ей      (      ).  Для достижения этого, помимо изменения парамет-

ров  структуры ВКА целесообразно ввести параметр - угол опережения

отключения привода:

                                                          (3.59)

где      - фазовый угол,  характеризующий момент отключения двига-

теля.

     Зависимость              представлена на рис. 3.8.

     Анализ результатов моделирования функционирования ВКА позво-

лил выделить следующие возможные пути уменьшения перегрузок на уп-

лотнительную пару при определенной жесткости уплотнения:  уменьше-

ние мощности двигателя; уменьшение к.п.д. механизмов ВКА после от-

ключения  двигателя;  увеличение  передаточных функций применяемых

механизмов;  введение угла опережения отключения привода и исполь-

зование накопленной кинетической энергии для герметизации уплотни-

 

                              - 115 -

тельной пары.

     С целью  изучения влияния структуры  ВКА на скорость приложе-

ния усилия герметизации (    ), была смоделирована конструкция ва-

куумного клапана КЭУн [54], гипотетически реализованная различными

типами механизмов при сохранении единого     . Результаты исследо-

ваний в виде зависимости          приведены на рис. 3.9.

     Как следует из данного графика,  наименьшее  значение      на

стадии герметизации у конструкции с механизмом переменной структу-

ры,  затем - совмещенной структуры, а худшее значение      у меха-

низма непосредственного действия, что хорошо согласуется с резуль-

татами проведенного ранее кинематического анализа, и, следователь-

но, выведенный в п. 3.4.2 критерий Ф, обобщенный вид которого при-

веден в выражениях  (2.21,2.22),  оценивает  не  только  кинемати-

ческие, но и динамические характеристики ВКА и его минимизация ве-

дет к их улучшению,  поэтому критерий Ф является интегральным кри-

терием качества ВКА (обобщенным критерием) [127].

     Помимо проверки работоспособности и оценки свойств синтезиру-

емых  конструкций ВКА подобный подход к моделированию функциониро-

вания ВКА,  основанный на решении уравнения  (2.18),  обеспечивает

нахождение  рациональной  совокупности перечисленных параметров ФМ

ВКА путем их перебора,  т.е. позволяет определить желательные зна-

чения параметров структурных составляющих ВКА,  что является необ-

ходимым условием синтеза элементных  структур  ВКА  и  оптимизации

конструкции при функционально-схемотехническом проектировании.

 

     Выводы.

 

     1. Предложена   обобщенная  модель  функционально-схемотехни-

ческого проектирования ВКА,  предоставляющая конструктору упорядо-

ченную последовательность действий, необходимых для выбора страте-

 

                              - 117 -

гии при создании ВКА.

     2. Разработана  методика  и  математическая модель параметри-

ческого анализа конструкций ВКА,  позволяющая  выявлять  необходи-

мость модернизации конструкций и проводить их оценку.

     3. Разработана методика функционально-схемотехнического  про-

ектирования ВКА, позволяющая генерировать и находить удовлетворяю-

щие ТЗ технические решения ВКА. Предложены правила генерации, пре-

образования  и  выбора  структур ВКА и проведена формализация про-

цесса ее структурного синтеза.

     4. Предложена  методика синтеза ФПД ВКА как этапа ее функцио-

нального проектирования,  позволяющая разрабатывать функциональную

структуру  ВКА тогда,  когда разработка ее элементной структуры на

основе известных функциональных структур не удовлетворяет требова-

ниям ТЗ.

     5. Показана важность синтеза  механизмов  при  проектировании

ВКА.  Выделена группа классификационных признаков, имеющих опреде-

ляющее значение для их синтеза,  произведена систематизация струк-

тур  ВКА  применительно к механизмам и представлено их описание на

введенном предметно-ориентированном языке схемотехнического проек-

тирования.  Предложены пути синтеза кинематических схем механизмов

ВКА.

     6. Проведен кинематический анализ механизмов ВКА,  на основа-

нии которого обоснованы и выведены критерии оптимальности ВКА.

     7. Произведен  анализ процесса функционирования ВКА на основе

его моделирования.  Изучено влияние параметров структурных состав-

ляющих  на  динамические свойства ВКА,  позволившее сформулировать

возможные пути улучшения показателей качества ВКА.  Отмечена  важ-

ность  моделирования  функционирования ВКА при ее схемотехническом

проектировании.

.

                             - 118 -

     4. СОЗДАНИЕ НОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ ВКА НА БАЗЕ АВТОМАТИЗАЦИИ  СХЕ-

        МОТЕХНИЧЕСКОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

     Исследования, проведенные  во второй и третьей главах настоя-

щей работы,  показали неизбежность использования средств  вычисли-

тельной  техники  для  решения задач функционального и схемотехни-

ческого проектирования ВКА вследствие их сложности и больших  раз-

мерностей при необходимости охвата всех возможных вариантов синте-

зируемых решений,  а также для исключения субъективизма при прове-

дении оптимизации ВКА.

 

     4.1. Программные  средства  анализа  существующих конструкций

ВКА.

 

     Созданные программные средства реализуют разработанную  инва-

риантную  [142]  методику параметрического анализа ВКА (п.3.2),  а

также метод выбора типа структурных  составляющих  ВКА  (п.3.3)  и

представляют собой три программых модуля "WYBOR", "VTIP", "OPTIM".

     Программный модуль "WYBOR", построенный по функционально- мо-

дульному принципу, обеспечивает проведение параметрического анали-

за существующих конструкций ВКА на соответствие требованиям ТЗ  и,

позволяя найти аналоги или прототипы, обеспечивает выбор оптималь-

ной конструкции [143].  Структура программного модуля,  состоящего

из  блока  управления  (БУ),  блоков  выбора и анализа конструкций

(БВК, БАК), блока формирования весовых коэффициентов (БФВК), блока

управления  базой  данных  (БУБД),  связанного с блоками занесения

(БЗК),  удаления (БУК),  коррекции (БКП)  и  просмотра  параметров

конструкций  (БПП) и каталогов (БПК),  блоков ввода-вывода и обра-

ботки файлов данных (БВВ,  БОФД) приведена в  приложении  на  рис.

П.1.  Программный модуль "WYBOR" позволяет: осуществить параметри-

 

                              - 119 -

ческий выбор марки конструкции ВКА, наиболее полно соответствующей

заданным  параметрам ТЗ с учетом важности того или иного параметра

в каждом конкретном случае выбора; работать с созданной базой дан-

ных в режимах: просмотра каталога имеющихся конструкций и значений

их параметров, коррекции значений параметров конструкций, внесения

новых или удаления устаревших конструкций из банка данных;  форми-

ровать значения весовых коэффициентов  рассматриваемых  параметров

либо путем назначения, либо с использованием метода парных сравне-

ний.

     Входными параметрами модуля являются: код режима работы; тре-

буемые значения параметров конструкций ВКА (ТЗ);  значения весовых

коэффициентов рассматриваемых параметров.

     Выходными параметрами модуля являются: марка конструкции ВКА,

наиболее  полно удовлетворяющей ТЗ,  и ее параметры;  информация о

конструкциях-аналогах  (также   отвечающих   ТЗ);   информация   о

конструкциях-прототипах  (не  удовлетворяющих ТЗ) с указанием неу-

довлетворенных параметров (по желанию пользователя).

     Оптимизация выбора осуществляется блоком БАК в соответствии с

критерием (2.19).  При этом принято, что разброс значений парамет-

ров  существующих конструкций подчиняется равномерному распределе-

нию, что объясняется дискретным рядом конструкций ВКА.

     Информационное обеспечение  модуля включает значения парамет-

ров характеристик существующих конструкций ВКА,  сформированные по

данным источников п.  1.2,  список критичных для выбора параметров

ВКА и предлагаемые значения их весовых коэффициентов.

     Программный модуль "VTIP",  также построенный по функциональ-

но-модульному  принципу,  обеспечивает  качественный  выбор  типов

основных ФМ ВКА на основании разработанных таблиц применимости (п.

3.3) [144]. Структура модуля, включающего блок диалогового взаимо-

действия (БДВ), блок выбора типов (БВТ) приводов (Пр), вводов дви-

 

                              - 120 -

жения (ВД) и уплотнительных пар (УП),  блок анализа и  оптимизации

(БАО) и блок контроля ввода данных (БК), представлена на рис. П.2.

При выборе вакуумных вводов  движения  программный  модуль  "VTIP"

позволяет  производить поиск и выбор их типов по основным и допол-

нительным критериям качества,  а также проводить оптимизацию полу-

ченных типов по критерию относительной стоимости.

     Входными данными модуля является информация о требуемых пара-

метрах ФМ, представляемая в соответствии с градациями соответству-

ющих таблиц п. 3.3.

     Выходными данными  являются:  качественная информация о типах

ФМ,  удовлетворяющих ТЗ; информация о типах ФМ, не удовлетворяющих

одному или двум заданным требованиям, с указанием параметров, под-

лежащих изменению.

     Программный модуль  "OPTIM" предназначен для проведения срав-

нительного   параметрического   анализа   нескольких    однотипных

конструкций  ВКА,  задаваемых пользователем с целью выявления наи-

лучшей, или для оценки технического уровня новой разработки [143],

и является автономной реализацией блока БАК модуля "WYBOR".  Отли-

чие заключается только в типе используемых при оптимизации идеаль-

ных  моделей.  Если  в  модуле  "WYBOR" идеальной моделью является

конструкция,  описываемая требованиями ТЗ, то в модуле "OPTIM" при

сравнительном анализе конструкций - это конструкция с параметрами,

лучшими,  чем у существующих конструкций ВКА,  хотя возможно и  не

достижимыми,  а  при  оценке  технического  уровня - это параметры

конструкции ВКА,  являющейся лучшей (эталонной) в  рассматриваемом

классе устройств.

     Входными параметрами модуля "OPTIM" являются:  код рассматри-

ваемого класса ВКА; диаметр условного прохода; количество рассмат-

риваемых конструкций; значения параметров сравниваемых конструкций

ВКА и их весовые коэффициенты (аналогично модулю "WYBOR").

 

                              - 121 -

     Выходными параметрами  модуля  являются:   степень   сходства

рассматриваемых конструкций с идеальной моделью (%), номер наилуч-

шей конструкции и ее параметры.

     Информационное обеспечение  модуля  "OPTIM",  помимо  данных,

используемых в модуле "WYBOR",  содержит параметрическое  описание

идеальных моделей всех типоразмеров ВКА.

     Рассмотренные программные средства инвариантны [145] и  могут

быть использованы для анализа ТО любой предметной области при соз-

дании соответствующего информационного обеспечения.

 

     4.2. Программные средства синтеза и анализа структур ВКА.

 

     Основополагающим этапом функционально-схемотехнического  про-

ектирования ВКА является синтез ее структур,  проводимый на основе

формализованных в п.  3.3 положений. При этом необходимость опери-

рования  с параметрами входных и выходных свойств сопрягаемых эле-

ментов делает программные модули синтеза структуры ВКА и генерации

ее ФПД идентичными. Причем программный модуль структурного синтеза

ВКА "VP1" оперирует соответствующими параметрами допустимых  вари-

антов ФМ ВКА,  выбранных с помощью средств п.  4.1,  а программный

модуль генерации ФПД ВКА "VP2" - параметрами  входных  и  выходных

свойств ФЭ из созданного предметно-ориентированного банка структу-

ризованных описаний ФЭ.

     Модуль "VP2"  позволяет  генерировать цепочки ФЭ по следующим

алгоритмам: по описанию ВКА на физическом уровне, включающем связи

между  ее  элементами на основе конкретной структурной модели;  по

заданному входному управляющему воздействию и требуемому результа-

ту с возможностью выбора желаемой длины цепочки ФЭ [146].

     Следует отметить,  что разработанная методология структурного

синтеза  применима  и для создания других ТО,  представимых в виде

 

                              - 122 -

последовательно взаимодействующих модулей [147 - 149].

     Одним из важнейших аспектов автоматизации конструкторской де-

ятельности при создании ВКА [150] является синтез  ее  механизмов,

который,  как отмечалось в п.  3.4, предлагается производить двумя

путями:  на основе типовых элементарных механизмов или  на  основе

анализа  форм цепей.  В соответствии с этим разработаны два пакета

прикладных программ (ППП), общим начальным этапом которых является

синтез  формулы  строения  ВКА  (выражение (3.35)),  реализованный

программой "SSVC1", которая запрашивает в диалоговом режиме данные

в соответствии с выделеными классификационными признаками, описан-

ными в п.  3.4.  На  основании  конкретных  признаков  формируется

описание желаемого принципа работы ВКА и определяются требования к

механизмам ВКА с позиции реализации перекрытия и герметизации про-

ходного отверстия.

     ППП "Р4" предназначен для синтеза механизмов ВКА  из  типовых

элементарных  механизмов и расчета параметров типовых и синтезиро-

ванных механизмов [144].

     Структура ППП,  включающая: модули расчета элементарных меха-

низмов (МР): кулачкового механизма (КулМ), кулачкового механизма с

архимедовой  спиралью  (КулМАС),  кривошипно-ползунного  механизма

(КПМ),  двухползунного механизма (2ПМ), клинового механизма (КлМ),

винтового  механизма (ВМ),  зубчатого механизма (ЗубМ),  механизма

шарнирного четырехзвенника (Ш4Зв),  кулисного механизма  (КулисМ);

модуль контролируемого ввода данных (МКВвД);  модуль синтеза меха-

низмов (МСМ); модуль расчета параметров синтезированного механизма

(МРП);  модуль  оказания помощи (МОП) при работе с ППП - приведена

на рис. П.3.

     Входными параметрами ППП являются: типы элементарных механиз-

мов и их количество;  фазовые углы циклограммы работы  механизмов;

длины звеньев механизмов;  максимальное перемещение толкателя (для

 

                              - 123 -

кулачковых механизмов); вид движения на входе синтезируемого меха-

низма;  требуемый вид движения на выходе синтезируемого механизма;

желаемое  количество  кинематических  пар;  коэффициент  полезного

действия;  диаметр  условного  прохода  перекрываемого  отверстия.

Стандартные параметры "зашиты" в пакет.

     Выходными данными являются следующие параметры функционирова-

ния механизмов:  функция положения,  функция передаточного отноше-

ния,  коэффициент передачи усилия, момент сил сопротивления, функ-

ция усилия уплотнения.

     ППП "SSVC"  предназначен для синтеза механизмов ВКА на основе

анализа массива форм цепей и содержит два самостоятельных  модуля:

модуль  формирования массива форм цепей и модуль формирования схем

механизмов из форм цепей,  обобщенные блок-схемы которых приведены

на рис.  П.4. ППП "SSVC" позволяет реализовать следующие процедуры

[134]: формировать машинный справочник форм цепей с автоматической

оптимизацией описания их контуров; сформировать структуру механиз-

мов перемещения и уплотнения ВКА;  сформировать описание структуры

кинематических цепей, из которых они образованы; формировать кине-

матические цепи из форм цепей.

     Преобразование той  или иной кинематической цепи в конкретный

механизм выполняется непосредственно разработчиком ВКА.

     По результатам  работы  ППП  "SSVC"  сформированы  таблицы  и

описания форм цепей,  содержащих в своем составе до четырех конту-

ров,  на  основании анализа которых составлен атлас исполнительных

механизмов,  возможность использования которых для  ВКА  определя-

ется, исходя из разработанных кинематических и динамических крите-

риев качества.

                     

    

    

 

                              - 124 -

     4.3. Структурно-функциональная модель САПР ВКА на этапе  схе-

          мотехнического и функционального проектирования.

 

     Созданный комплекс программных средств является ядром предла-

гаемой структурно-функциональной модели САПР ВКА для этапа ее схе-

мотехнического  и  функционального проектирования [151],  актуаль-

ность разработки которой отмечена в первой главе.

     На рис. П.5 приведена структура САПР ВКА, реализующая методи-

ки функционального и схемотехнического проектирования и  состоящая

из обслуживающих и проектирующих подсистем.

     Обслуживающими являются подсистемы управления и контроля про-

цессом  проектирования  ВКА (ПУПВКА),  оперативного взаимодействия

(ПОВ),  отображения графической информации (ПОГИ), информационного

обеспечения (ПИО).  Вся информация о существующих конструкциях ВКА

и вспомогательная справочная информация хранится в  банках  данных

системы  (БнД).  Связь конструктора с ЭВМ в диалоговом режиме осу-

ществляется с использованием алфавитно-цифрового дисплея  (АЦД)  и

символьно-графического дисплея (СГД).

     Проектирующие подсистемы представляют собой функционально за-

конченные  части  системы,  последовательно реализующие выделенные

этапы проектирования ВКА. К ним относятся подсистемы выбора и ана-

лиза аналогов и прототипов ВКА (ВАВКА, ААВКА, ВПВКА и АПВКА), син-

теза и анализа физических принципов действия ВКА  (СФПД  и  АФПД),

структурного синтеза и анализа (ССВКА и САВКА), качественного син-

теза и анализа (КСВКА и КАВКА), параметрического синтеза и анализа

(ПСВКА  и  ПАВКА),  компоновки ВКА и ее анализа (КВКА и АКВКА),  а

также подсистемы выбора и анализа аналогов и прототипов  приводов,

вводов  движения  в вакуум,  механизмов и уплотнительных пар (ВАП,

ВАВВ,  ВАМ, ВАУП, ААП, ААВВ, ААМ, ААУП, АПП, ВПВВ, ВПМ, ВПУП, АПП,

АПВВ,  АПМ, АПУП). Кроме этого в системе имеются подсистемы струк-

 

                              - 125 -

турного синтеза основных составных элементов ВКА (ССП,  ССВВ, ССМ,

ССУП),  а  также  предусмотрены подсистемы структурного синтеза их

сборочных единиц (СССБП, СССБВВ, ССЭУП).

     Функционирование системы  происходит  следующим  образом.  По

вводимому конструктором техническому заданию на создание  конкрет-

ной ВКА, являющемуся отправной точкой разработки, система осущест-

вляет поиск аналога ВКА из числа хранимых  в  БнД  и  при  наличии

нескольких аналогов, соответствующих ТЗ, производит их анализ, вы-

бирая наилучшую конструкцию, чертежи которой находятся в конструк-

торском архиве. Если аналоги отсутствуют, конструктор может произ-

вести корректировку ТЗ (например,  производя его усечение  по  не-

основным  показателям  качества),  и  система осуществляет поиск и

анализ прототипов.  Выбор аналогов и прототипов производится в два

этапа:   сначала   проводится   качественная  оценка  существующих

конструкций,  позволяющая определить требуемый тип  ВКА,  а  затем

проводится   количественная   оценка   для   выявления  подходящей

конструкции.  Если прототип ВКА найден, а осуществленная корректи-

ровка ТЗ нежелательна,  то система анализирует внесенные конструк-

тором в ТЗ изменения и выдает дополнительное  ТЗ  на  модернизацию

соответствующего  функционального  устройства - структурный синтез

привода, ввода движения в вакуум, механизма или уплотнительной па-

ры в подсистемы (ССП, ССВВ, ССМ и ССУП).

     Если прототип не найден,  то осуществляется разработка нового

технического  решения ВКА,  удовлетворяющего заданному ТЗ.  В этом

случае система производит с использованием  эвристических  приемов

поиск и выбор ФПД ВКА. На основе выбранного ФПД производится выяв-

ление всевозможных  структурных  схем,  анализ  и  синтез  которых

представляется  целесообразным.  После  получения структурных схем

определяется качественный состав ФМ ВКА, а на основе моделирования

- оцениваются значения их параметров качества.  Затем система ана-

 

                              - 126 -

лизирует  параметрические  характеристики  найденных  структур  на

соответствие ТЗ и если структуры, соответствующей ТЗ, нет, то син-

тезируется новая структура на основе другого ФПД  или  корректиру-

ется ТЗ в сторону смягчения предъявляемых требований.

     Если синтезированная  структура  соответствует   ТЗ,   то   в

подсистеме  ПАВКА  формируют частные ТЗ на основные элементы ВКА -

привод,  ввод движения в вакуум,  механизм и уплотнительную  пару.

Далее  система выполняет процедуры поиска и выбора аналогов и про-

тотипов этих структурных составляющих,  аналогичные процедурам по-

иска  и  выбора аналогов и прототипов ВКА.  При этом в подсистемах

анализа прототипов в случае необходимости формируется ТЗ на струк-

турный  синтез сборочных единиц привода,  ввода движения в вакуум,

механизма и элементов уплотнительной пары (СССБП,  СССБВВ,  ССМ  и

ССЭУП).  Если прототип не найден, то осуществляют структурный син-

тез новых технических решений  этих  устройств:  подсистемы  (ССП,

ССВВ, ССМ, ССУП).

     Структурный синтез и анализ новых конструкций ВКА или их эле-

ментов,  аналогично выбору аналогов и прототипов ВКА, также прово-

дится в два этапа: сначала качественно, а затем количественно.

     В зависимости  от наличия аналогов и прототипов элементов ВКА

система производит компоновку ВКА из аналогов или из  модернизиро-

ванных прототипов,  либо из элементов,  полученных в результате их

синтеза,  и осуществляет выбор оптимальной компоновки. После этого

с  использованием уравнения функционирования ВКА (этап моделирова-

ния)  осуществляется  окончательный  параметрический  анализ  ВКА,

спроектированной на основе оптимальной компоновки. Если полученная

конструкция ВКА не соответствует ТЗ,  то осуществляется  корректи-

ровка ТЗ на элементы ВКА и процесс проектирования повторяется.

     Введение в структуру САПР нового этапа - качественного синте-

за  и  анализа  ВКА позволяет выбирать наиболее целесообразные для

 

                              - 127 -

дальнейшего рассмотрения конструкции, что значительно снижает вре-

мя  работы системы.  Ускорению процесса проектирования и улучшению

качества проектного решения способствует наличие обратной связи  -

постоянной,  после каждого этапа,  проверки получаемой конструкции

на соответствие ТЗ.

     Основными функциями,  выполняемыми подсистемами выбора и ана-

лиза аналогов и прототипов ВКА и их элементов, являются следующие:

формирование  по  ТЗ параметрической модели ВКА;  выбор аналогов и

прототипов, соответствующих ТЗ, формирование интегральных критери-

ев качества ВКА и ее элементов;  выбор наилучшего аналога и прото-

типа из числа отвечающих требованиям ТЗ; формирование ТЗ на модер-

низацию структурных составляющих ВКА и их сборочных единиц.

     Основными процедурами в подсистемах СФПД и АФПД являются:

построение множества  ФПД  ВКА;  выявление множества структур ФПД;

выбор допустимых структур  ФПД;  технологический  и  экономический

анализ ФПД; выбор рациональной структуры ФПД.

     В подсистемах ССВКА и САВКА выполняются следующие процедуры:

формирование множества  структурных  схем  ВКА;  синтез допустимых

структурных схем;  оценка и выбор рациональных  структурных  схем;

корректировка принятых решений.

     В подсистемах КСВКА и КАВКА осуществляют определение  качест-

венного  состава  структурных элементов схем ВКА и выбор среди ка-

чественных структурных схем рациональных решений.

     В подсистемах  ПСВКА и ПАВКА осуществляют:  проектировочные и

поверочные расчеты ВКА;  определение выходных параметров структур-

ных элементов ВКА;  формирование критериев оптимальности и ограни-

чений;  оптимизацию параметров ВКА;  анализ оптимальной компоновки

ВКА;  корректировку  принятого решения в подсистеме ССВКА или кор-

ректировку ТЗ;  формирование проектной документации;  формирование

ТЗ для выбора или проектирования структурных составляющих ВКА.

 

                              - 128 -

     Основными процедурами в подсистемах  КВКА  и  АКВКА  являются

следующие: синтез компоновок из элементов ВКА; формирование крите-

рия качества компоновок;  анализ и выбор  оптимальной  компоновки;

формирование проектной документации.

     При использовании описанной САПР в качестве подсистемы в  ГАП

ВКА  обязательным процессом является процедура проверки синтезиро-

ванных значений параметров ВКА  требованиям,  определяемым  техни-

ческими характеристиками автоматизированной производственной ячей-

ки (станок,  робот,  комплекты оснастки и инструмента), являющейся

элементом конкретной ГАП [152].  Кроме того, предусмотрена система

адаптации базы данных и накладываемых граничных условий к  измене-

нию  станочного  парка производства,  появлению новых технологий и

др.

     Использование подобной САПР, повышая качество и эффективность

труда конструктора, позволит ему получать принципиально новые тех-

нические решения.

 

     4.4. Конструкции ВКА, разработанные на основе синтезированных

          структур.

 

     4.4.1. Конструкции ВКА,  разработанные на основе  синтеза  ее

            структуры на уровне типов основных ФМ.

 

     Сопоставительный анализ  сформированного  с учетом морфологии

ВКА множества ее обобщенных вариантных структур (с  использованием

программного  модуля "VP1") и существующих конструкций ВКА показал

отсутствие ВКА плоского типа  с  использованием  электромагнитного

привода. Данный факт определил цель проектирования соответствующей

конструкции затвора.  В связи с тем, что величина хода штока типо-

вого  электромагнитного  привода  не позволяет обеспечить сложного

 

                              - 129 -

движения и требуемых перемещений уплотнительного диска для  перек-

рывания  проходного  отверстия  и  герметизации  УП в плоских уст-

ройствах, в качестве прототипа была выбрана разработанная нами ба-

зовая  конструкция  сверхвысоковакуумного затвора с двумя исполни-

тельными органами и электропневматическим приводом  [153].  Приняв

за основу структуру,  генерируемую по правилу (3.22),  получаем из

выражения (3.30) искомую формулу строения создаваемого устройства:

    

     Общий вид разработанного затвора  представлен  на  рис.  П.6,

П.6А.   Для  согласования  функциональных  параметров  сопрягаемых

основных ФМ совместно с электромагнитным приводом использован гид-

равлический усилитель, т.е. образован комбинированный привод, поз-

воляющий применять подобное решение и для устройств с цельнометал-

лической УП. Проведенный анализ множества     позволил модифициро-

вать описываемую конструкцию за счет использования для перемещения

уплотнительного  диска принципиально нового для ВКА ввода движения

- упруго деформируемого полого элемента - трубки Бурдона. Подобное

выполнение конструкции позволило упростить управление работой зат-

вора,  повысить его быстродействие и  уменьшить  дестабилизирующее

воздействие элементов затвора на вакуумную среду [154].

     Дальнейшее развитие конструкций ВКА,  включающих вводы движе-

ния  -  механизмы  непосредственного действия,  не содержащие пары

трения в вакуумной  полости,  обусловило  необходимость  получения

структуры с одним исполнительным органом. Формула строения данного

устройства получена из выражения (3.32) :

 

     Общий вид конструкции сверхвысоковакуумного затвора ,  реали-

зующей данную цель, приведен на рис. П.7, П.7А-В.

     Подобное выполнение затвора позволило использовать в структу-

ре  только один исполнительный орган при сохранении достоинств вы-

 

                              - 130 -

шеописанной конструкции [155].

 

     4.4.2. Конструкции ВКА,  разработанные на основе  синтеза  ее

            механизмов.

 

     Необходимость синтеза  механизмов  обусловлена,  как правило,

использованием электромеханического или ручного привода,  а  также

сложным  видом движения при перекрывании и герметизации проходного

отверстия,  что особенно актуально для плоских и проходных  затво-

ров.  Рассмотрим конструкции ВКА, полученные с использованием раз-

личных путей синтеза ее механизмов (см. п. 3.4.1.).

     Кинематическая схема поворотного затвора, полученная на осно-

ве анализа трехконтурной формы цепи (с использованием ППП "SSVC"),

реализованной  посредством плоских рычажных механизмов,  приведена

на рис. П.8. Формулу строения данного устройства, согласно (3.35),

можно представить в виде:

 

    

     Проработка и практическое воплощение полученной  схемы  меха-

низма  совмещенной  структуры  (рис.  П.9) обеспечили рациональное

движение уплотнительного диска  при  перекрывании  и  герметизации

проходного отверстия: поступательное его движение на стадии герме-

тизации и поворот уплотнительного диска на 90 на стадиях  открыва-

ния и закрыванияя затвора при небольшом ходе ведущего звена приво-

да.

     Подобное выполнение устройства приводит к повышению ресурса и

надежности работы затвора за счет исключения неравномерности  сжа-

тия уплотнителя и его трения о седло, а также обеспечения фиксиро-

ванного положения уплотнительного диска  в  каждый  момент  работы

затвора, что устраняет возможность его перекосов [120].

 

                              - 131 -

     Дальнейшая доработка  рассмотренной  конструкции  обусловлена

оптимизацией   созданного   механизма  по  критерию  Ф  (выражение

(2.21)). Оптимизация проводилась для механизма, расположенного вне

вакуумной полости затвора и являющегося собственно его приводом (с

использованием ППП "Р4").  Целью проектирования явилась  необходи-

мость обеспечения различных передаточных функций на стадиях перек-

рывания и герметизации проходного отверстия. Указанная цель реали-

зована  посредством  использования  двух взаимодействующих типовых

элементарных  механизмов  -  попеременно  работающих  эксцентриков

(рис.  П.10),  причем на стадии перемещения уплотнительного диска,



Copyright © Radioland. Все права защищены.
Дата публикации: 2004-09-01 (0 Прочтено)