_WELCOMETO Radioland

Главная Схемы Документация Студентам Программы Поиск Top50  
Поиск по сайту



Навигация
Главная
Схемы
Автоэлектроника
Акустика
Аудио
Измерения
Компьютеры
Питание
Прог. устройства
Радио
Радиошпионаж
Телевидение
Телефония
Цифр. электроника
Другие
Добавить
Документация
Микросхемы
Транзисторы
Прочее
Файлы
Утилиты
Радиолюб. расчеты
Программирование
Другое
Студентам
Рефераты
Курсовые
Дипломы
Информация
Поиск по сайту
Самое популярное
Карта сайта
Обратная связь

Схемы


Схемы > Автоэлектроника > Автономное охранное устройство на ИК лучах

Автономное охранное устройство на ИК лучах

Автономное охранное устройство на ИК лучах можно использовать как охранный сигнальный датчик в автомобилях различных моделей. Его особенностью является компактность конструкции и полная автономность работы за счет объединения в одном корпусе ИК излучателя и приемника отраженного сигнала. Принципиальная электрическая схема устройства приведена на рис.1. После включения, через 6 с, устройство переходит в режим охраны. Срабатывает охранное устройство при перемещении подвижного объекта в зоне охраны (в салоне автомобиля). Устройство в течение 1,5 минут выдает зйуковой сигнал тревоги, а после этого автоматически переходит в режим охраны, о чем сигнализирует включение светодиода.

Основные технические характеристики устройства:

Время перехода в режим охраны, с ...................................................... 6

Время звучания тревожного сигнала, мин ........................................... 1,5

Вид излучения ......................................................................... ИК лучи

Частота модуляции, кГц...................................................................... 10

Режим работы ..................................................................... импульсный

Частота следования модулированных пакетов, Гц .................................. 2

Потребляемый ток, мА ..................................................................... 100

Габаритные размеры, мм......................................................... 140x37x95

В схеме на элементах DD1.1 и DD1.2 собран генератор прямоугольных импульсов с частотой следования 2Гц. На элементах DD5.3 и DD1.4 собран управляемый генератор импульсов с частотой следования 10 кГц, который начинает вырабатывать колебания только при подаче положительного сигнала на вывод 8 элемента DD1.3. Сигнал с вывода 11 генератора поступает на усилитель тока на транзисторах VT2 и VT6, в коллекторную цепь которых включен инфракрасный светодиод VD3 типа АЛ156. Таким образом, инфракрасный снетодиод работает в импульсном режиме (излучает пачки импульсов частотой 10 кГц с периодом повторения 2 Гц). Импульсный режим работы выбран с целью экономии энергии аккумуляторной батареи.

Фотоприемник собран на микросхеме DD2, Прием инфракрасных колебаний осуществляется фотодиодом VD2 типа ФД320. Для питания микросхемы DD2 напряжением +5В на элементах VD1 и R2 собран параметрический стабилизатор напряжения. На элементах R1 и С1 собран фильтр, который исключает прохождение помех по цепям питания микросхемы DD2. Конденсаторы С2, СЗ, С4 задают режим работы микросхемы DD2. Принятый сигнал с эмиттерного повторителя на транзисторе VT1 подается на компаратор, который выполнен на элементе DD3.3. При равенстве сигналов на его входах 8 и 9 по частоте и фазе на выводе 10 элемента DD3.3 формируется лог. "О", а при разности частот или фазы сигнала наблюдается хаотическое изменение уровней лог. "О" и "1". При появлении в салоне автомобиля постороннего перемещающегося объекта отраженный сигнал, принятый приемником, будет отличаться от передаваемого по частоте и (или) фазе, что и вызовет появление хаотических импульсов на выходе компаратора (фазового детектора). Интегрирующая цепь RIO, C7 служит для исключения ложных срабатываний, что повышает помехоустойчивость охранной системы в целом. Импульсы с интегратора поступают на вход С триггера DD4.1. Первый же импульс переключает триггер DD4.1 в состояние-, в котором на его выводе 1 присутствует уровень лог. "1", а на выводе 2 — лог. "О". Транзистор VT3 открывается. Нулевой уровень с коллектора транзистора VT3 поступает на вход R триггера DD4.2, тем самым разрешая его работу. Импульсы с частотой 2 Гц, поступающие на вход С триг-• гера DD4.2 делятся на 2, и с выхода триггера (вывод 13) поступают на ключ на транзисторах VT7, VT8. который включает реле звуковых сигналов автомобиля. Раздается звуковой тревожный сигнал с периодом повторения 5 с.

Одновременно с этим для исключения зацикливания системы, на время звучания тревожного сигнала через диод VD7 блокируется передатчик ИК импульсов (транзисторы VT2, VT6).

Уровень лог. "1" с прямого выхода триггера DD4.1 через резистор R13 начинает заряжать конденсатор С9. При достижении на конденсаторе С9 напряжения более половины напряжения питания триггер DD4.1 по входу R сбрасывается. Транзистор VT4 открывается и включается светодиод HL1, индицирующий переход системы в режим охраны. Транзистор VT3 при этом закрывается, единичный уровень с его коллектора разблокирует ИК передатчик и по входу R блокирует триггер DD4.2, что ведет к выключению звукового сигнала. При включении питания задержка включения режима охраны осуществляется путем подачи положительного импульса через диод VD5 на вход R триггера DD4.1. Импульс формируется при заряде конденсатора С8 через резистор R11.

Печатная плата устройства и размещение деталей на ней показаны на рис.2. Плата выполнена из двухстороннего фольгированного стеклотекстолита.

В устройстве использованы микросхемы серии К561. Их можно заменить на однотипные из серий К1561, К564, К176. При этом для серии К564 нужно изменить рисунок платы, а для серии К176 нужно уменьшить напряжение питания схемы до 9В с помощью простейшего параметрического стабилизатора. Электролитические конденсаторы типа К50-35, К50-16, остальные - К10-7В, КД. Транзисторы КТ315 можно заменить на КТ3102, КТ342, КТ503. Транзистор КТ816 - на КТ814. ИК фотодиод ФД320 можно заменить на ФД263, КДФ111. Светодиод VD3 типа АЛ 156 можно заменить двумя светодиодами АЛ107Б, АЛ108. Резисторы - типа МЛТ-0,125 или МЛТ-0,25. Стабилитрон VD1 типа KC156 можно заменить на КС147А. Диоды КД522Б можно заменить на КД521, К510, КД503, Д9, Д18.

Устройство, собранное из исправных деталей, в настройке не нуждается.


Дата публикации: 2004-10-04
Прочтено: 11235
Версия для печати: Версия для печати